Новая культура: тик-ток головного мозга
Кто еще не слышал о самом модном и популярном приложении TikTok? Считаете ли вы съемку коротких видеороликов бредом или самым веселым занятием на сегодня? Несет ли в себе TikTok вред для психики мо  лодежи? Или это, наоборот, развивает навыки коммуникации и актерского мастерства?  Внесет ли существенные изменения в сознание будущего поколения такое простое развлекательное приложение? Давайте разберемся.
Осенью 2016-го на китайском рынке появилось приложение с короткими видео Douyin. Через год у него было уже 100 миллионов пользователей. Параллельно на западном рынке набирало популярность другое развлекательное приложение, тоже от китайских основателей, - Musical.ly.
Выглядело оно странно: школьницы поют липсинк под популярные песни. Казалось бы, кому это может быть интересно? Оказалось, что многим: в 2017 году приложение уже было в топе Google и App Store. Наблюдая за успехом Musical. ly, основатель Douyin, китайский предприниматель и программист Чжан Имин, решил, что пора выводить приложение на международный рынок, - и в сентябре 2017 года запустил TikTok.
По сути, это была копия оригинального Douyin, но ориентированная исключительно на зарубежную аудиторию, чтобы не нарушать китайское законодательство. Спустя пару месяцев Имин купил Musical. ly и объединил его с TikTok. По неофициальным данным, сделка обошлась в $1 миллиард - в такую сумму оценили 60 миллионов активных пользователей Musical. ly (само приложение, хоть и было очень популярно среди западных подростков, почти не зарабатывало). Как показало время, это была выгодная сделка. У приложения до сих пор две версии: глобальная TikTok и китайская Douyin (1,2 миллиарда и 250 миллионов пользователей соответственно).
Главное отличие состоит в том, что серверы Douyin находятся в Китае, а контент приложения модерируется согласно правилам государственной цензуры. Оба сервиса принадлежат китайской ByteDance - крупнейшей в мире частной технологической компании, которая владеет новостным агрегатором Toutiao и различными приложениями и оценивается в $75 миллиардов.
Контент соцсети - динамичные короткие видео с музыкой и эффектами. Этакий гибрид ютьюба и инстаграма на стероидах, который моментально захватывает ваше внимание. В приложении есть лента подписок и лента рекомендаций, на которую приходятся 80% просмотров. На соседней вкладке - популярные хештеги и челленджи.
Для создания контента в приложении есть полноценный видеоредактор с огромным количеством эффектов, масок, переходов и фильтров.
По итогам прошлого года TikTok стал четвертым по популярности в мире неигровым приложением. Уступил только WhatsApp, Facebook Messenger и Facebook. По количеству загрузок TikTok обошел таких гигантов рынка, как Facebook, Instagram, YouTube и Snapchat. По данным Digiday, на конец 2018 года аудитория TikTok составила 800 млн пользователей в день. В основном это дети и подростки - 40% пользователей соц. сети моложе 18 лет. По статистике в России поколение Z в среднем «сидит» в приложении на протяжении 40 минут. Однако, все чаще родители жалуются, что TikTok занимает более 5 часов в день у их детей. Как снизить время пребывания на данной платформе и что же такого цепляющего нашли в нем школьники и студенты всего мира?
TikTok совершил, казалось бы, невероятное - создал новую нишу в социальных медиа, где уже есть Instagram, Snapchat, YouTube и куча других платформ для обмена развлекательным контентом. Он стал новой уютной гаванью для молодых людей, которые не хотят сидеть в соцсетях со своими родителями. TikTok - территория тотальной свободы и развлечений. Там нет политики и брендов, нет рекламы и токсичного контента - только позитив, танцы, музыка и шутки. Это делает его непонятным для взрослых и в то же время идеальной соцсетью для подростков. Однако это далеко не так.
На данный момент TikTok является не просто развлекательным приложением, но также и развивающейся рекламной платформой, которая позволяет рекламировать и продвигать определенный бренд многим известным Тиктокерам (блогерам). На данный момент приложение стало новым инструментом в сфере Digital и PR. А чтобы заполучить желанный заказ на рекламу, многие люди за минимальный срок становятся популярными, не тратя при этом много времени и сил. Ведь успех их видеоконтента - это лишь дело случая.
Стоит также понимать, что большая часть аудитории - это дети и подростки, которым так нравится тратить свое свободное время впустую. Продвижение рекламных кампаний в Tik Tok продумывают так, чтобы затрагивать своим роликом в большей степени интересы именно вышеуказанной аудитории. Поскольку контент для более взрослой и серьезной аудитории просто не будет работать.
Даже если дети не главная целевая аудитория, они все равно обратят внимание своих родителей (потенциальных покупателей) на свой товар и всеми силами заставят их приобрести что-либо, если продукт был грамотно представлен. Самое главное - внушить детям, что рекламируемый товар им необходим. Превращая музыку в мемы, TikTok меняет ландшафт музыкальной индустрии. Лейблы болезненно реагируют на это - ведь любой интернет-сервис, который популяризирует новую музыку, в то же время зарабатывает на ней. Теперь лейблы продают TikTok права на использование своих песен в десятки раз дороже, чем раньше.
Кроме экономической выгоды, у TikTok есть ключевая фишка - челленджи. Это флешмобы, в которых пользователи повторяют определенное движение или танец. Среди так называемых трендов встречаются весьма нестандартные, которые могут затрагивать необычные темы, содержать черный юмор или вовсе быть абсурдными. Например, челлендж «нецензурная брань при родителях». Весьма необычный тренд, в котором пользователи, чаще всего дети, громко включают при взрослых музыку с большим количеством нецензурных слов и снимают их реакцию на видео. Искренние эмоции родителей говорят сами за себя. Или челлендж «Представиться жертвой насилия». Возможно один из самых странных сценариев последних лет.
Девушки разделяют ролик на два этапа. Первую часть видео они прихорашиваются перед зеркалом, собираясь на свидание. Во второй части они при помощи грима (синяки и ссадины) представляются погибшими от физического насилия, либо рыдающими и обиженными. Могут ли подобные челленджи положительно влиять на психику своей молодой аудитории? Несмотря на то, что приложение является преимущественно развлекательным, в нем отсутствует разграничение контента по каким-либо моральным критериям.
Стоит набрать в поиске лишь пару определенных хэштегов, и раскрывается целая масса роликов на данную тематику, в независимости от возраста пользователя. А при бесконечном мониторинге таких «зловредных» тиктоков у молодого разума начинается «отзеркаливание» поведения авторов данных роликов и попытка повторить транслируемые действия. Мозг перестает самостоятельно придумывать что-то новое, впоследствии снижается уровень креативного и абстрактного мышления. В сознании ребенка появляются новые рамки дозволенного, которые транслируются не родителями, а трендами.
Так в чем же успех TikTok? Мозг потребляет 20% энергии, которая происходит благодаря потребляемой нами пище. При этом его масса составляет лишь 2% от массы тела. Поэтому, когда мозг принимает решение какую задачу решить в первую очередь, то выигрывают всегда более легкие задачи. В силу того, что это более экономно для организма.
Чем проще контент, тем больше запросов на его потребление. Эпичный успех приложения заключается в бесконечном потоке упрощенной информации с постоянным зацикленным контентом. Потребление информации для пользователей не равно усвоению информации. А главной задачей создателей контента является максимально долго удерживать внимание аудитории, чтобы они ни в коем случае не переключались. Информации в потоке развлекательного контента много, но таким же большим потоком она быстро «вылетает» из головы.
Если в классических социальных сетях вы в первую очередь видите контент друзей, то в TikTok основная механика - это просмотр того, что интересно среднестатистическому жителю вашей возрастной категории. Так и выходит: огромная бесконечная карусель видеороликов захватывает с первых минут, и уже буквально невозможно оторваться и начать делать запланированные дела. Огромный поток информации к тому же не только меняет мышление, но и усиливает тревожность (тоже один из бичей современности).
Это само собой порождает у людей неодолимое желание как-то избавиться от этой тревоги, успокоиться. Получается классическая цепочка формирования психической зависимости у пользователя TikTok: повторяющиеся действия в социальной сети - возбуждение зон награды, удовольствия в мозге, снижение тревожности - получение наслаждения - память о наслаждении - желание испытать его снова тем же, уже известным и достаточно простым способом. Так появляется зависимость всех пользователей от положительных впечатлений, которые дарит платформа как абстрагирующее средство от внешнего мира.
Появляется клиповое мышление - ответ на большое количество информации сейчас. В результате большинство людей (а особенно молодое поколение) предпочитает воспринимать информацию короткими фрагментам, отсюда и такой интерес к коротким, легкодоступным и забавным роликам в TikTok.
Однако данная платформа не ограничивает пользователей по времени и количеству предлагаемого контента, вызывая тем самым зависимость. А также не устанавливает возрастные ограничения и пропагандирует странные и порой вредящие молодой психике тренды.
Все, что остается сделать родителям, чтобы избежать полной перестройки мировосприятия и мироощущения своего ребенка, это разнообразить его досуг, больше уделять времени на живое общение и ограничить время пребывания за гаджетом. Такие, по сути, простые действия значительно повлияют не только на семью, как на отдельную единицу, но и на все общество, помогая избежать информационной деградации человечества в будущем.



Махорт Анна
4 курс. Филологический факультет.
МГУ им. Н.П. Огарева
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов активная ссылка на 6nomer.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна.

Адрес редакции:  430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 32.  Тел.факс (8342) 47-48-03

© 2020  "Шестой номер"