Дистанционное образование уравняет москвичей и провинциалов
Учеба на удаленке стала одним из главных раздражителей коронавирусного года. Но у нее есть не только минусы, но и плюсы. Следующим летом второй год подряд сдавать ЕГЭ и защищать дипломы будут выпускники школ и вузов, которые готовились к экзаменам на удаленке. Насколько справедливы опасения, что дистанционка непоправимым образом скажется на их багаже знаний? Об этом мы спросили профессора Школы культурологии Высшей школы экономики Яна Левченко.
- Я не проводил исследований на эту тему, этим занимаются социологи, но могу говорить о собственных эмпирических ощущениях. Мне кажется, для школьников и студентов пандемия, как ни странно, предоставляет больше возможностей, чем ситуация до коронавируса. Люди, которые сидят на дистанционке, меньше тратят времени впустую. В соцсетях все время зависать невозможно, ты очень быстро переедаешь и это вызывает чувство бешенства. Поэтому волей-неволей во время самоизоляции человек больше времени проводит за книгами и поиском информации. Я сужу по моим студентам. Ко мне на лекции никогда не ходило 40 человек, которые зарегистрированы на курсе. Обычно из 40 ходило 20. Сейчас подключается 40 человек, причем без опозданий. Почему повысилась явка? Потому что это легко - нажал пару клавиш и ты в “аудитории”. И потому что не на что отвлечься: куда ты денешься с подводной лодки? Можно сидеть в конференции в ZOOM и ничего не делать, но ты все равно что-то слышишь и что-то воспринимаешь.
- Насколько справедливо утверждение, что дистанционное обучение произведет образовательную революцию и обеспечит более широкий доступ к качественному образованию? Ведь топовые вузы типа МГУ, “Вышки”, “Бауманки” смогут набирать неограниченное количество студентов - в результате элитное образование станет массовым.
- Вузы, которые привыкли считать себя элитарными, и раньше могли неограниченно набирать себе лучших студентов. Но они не справлялись с тем количеством людей, которое к ним поступало. Студенты постоянно жаловались на неровный уровень преподавания, на постоянные подмены. Эта ситуация оправдывалась всегда одинаково: пусть скажут “спасибо” за то, что их вообще приняли. Виртуализация образования дает определенный шанс эту ситуацию исправить. Я сейчас читаю курс для широкой публики и ко мне подключаются люди из Ташкента, Томска, с Кольского полуострова, ну еще из Черногории, Берлина. Последнее как бы не в счет, мы же привыкли Европу высоко позиционировать вне зависимости от контекста. Но другие места у столичной публики вызывают кривую усмешку: мол, уважающий себя человек должен как можно скорее бежать оттуда, а не слушать какие-то курсы. Жизни там, якобы, нет, она сконцентрирована там, где намазано медом. Ничего подобного! Это совершенно конкурентоспособные люди, умеющие думать, разговаривать, имеющие соответствующие требования к жизни. И они совершенно осознанно не уезжают из своих родных мест, потому что если они это сделают, там не останется никого и ничего. Поэтому они остаются дома, чтобы наладить жизнь там, и для этого слушают курсы, сдают экзамены онлайн и будут это делать. Они берут не только русскоязычные курсы, но записываются и в Гарвард с Оксфордом, если знают английский. А должен сказать, что английский в последнее время студенты знают все лучше и лучше. И современная ситуация хорошо выявила реальные механизмы мотивации, образования интереса и формирования конкурентоспособных групп людей в стране, которая привыкла мыслить, что есть одна столица с периферией, а дальше пустота. Виртуализация образования продемонстрировала, что это не так.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов активная ссылка на 6nomer.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна.

Адрес редакции:  430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Васенко, 32.  Тел.факс (8342) 47-48-03

© 2020  "Шестой номер"