Праздники России
Яндекс.Погода
<a href="http://www.mt5.com/ru/" target="blank">Форекс портал"</a>
Мигранты вернутся, а россияне останутся без работы
Подробнее...
ЦБ опустил ставку до минимума
Подробнее...
Новые меры соцподдержки предложил минтруд
Подробнее...
Денежный кэшбэк для туристов
Подробнее...
Вопрос-ответ
 
Отвечает начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» Тундыкова Юлия Викторовна

Вопрос:

Недавно купила себе сапоги, в товарном чеке указано, что гарантийный срок 30 дней. Гарантия ещё не прошла, но один сапог уже расклеился, хотя в мокрую погоду я их не носила. Могу ли я сейчас потребовать возврата денег в магазине?
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены товара; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Таким образом, вы вправе предъявить требование о возврате денежных средств. Данное требование подлежит удовлетворению в течение 10 дней. В этот период продавец вправе провести проверку качества, а в случае необходимости - экспертизу. Если подтвердится, что брак является производственным, то ваше требование будет удовлетворено.

Вопрос:
У нас сломалась микроволновая печь. Гарантийный срок ещё не истёк, поэтому мы сдали её в магазин на гарантийный ремонт. Можем ли мы потребовать на период ремонта подменную микроволновую печь?
Ответ:
Нет, поскольку данный товар относится к электробытовым приборам, используемым для термической обработки продуктов и приготовления пищи, и входит в Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Вопрос:
Купили билет на поезд Саранск-Москва. Однако поездку придётся отложить. Можно ли вернуть полную сумму за сдаваемый билет?
Ответ:
Подлежащая возврату сумма зависит от времени, когда вы будете возвращать билет. Стоимость проезда складывается из стоимости билета и стоимости плацкарты, их размер указывается в билете. Если вы возвращаете билет не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда, то вправе получить обратно полную стоимость проезда. Если возврат осуществляется менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда, то можно получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты. Если возврат билета происходит менее чем за 2 часа до отправления поезда, то вы вправе вернуть средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается. Если вы опоздали на поезд, но с момента отправления поезда прошло менее 12 часов, вы также вправе возвратить средства в размере стоимости билета (без стоимости плацкарты). Если же опоздание произошло по причине болезни или несчастного случая, то вам вернут стоимость билета, если вы обратитесь в течение 5 суток с момента отправления вашего поезда и документально подтвердите причину опоздания. Во всех случаях при возврате неиспользованного билета, оформленного на поезд дальнего следования, с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету).

Вопрос:
Увидела в Интернете рекламу интернет-магазина, торгующего алкоголем. Разве такие товары можно продавать дистанционным способом?
Ответ:
Нет, согласно п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

Вопрос:
Заказала через Интернет платье. Платье вчера доставили, но оно мне не нравится. Более того, я успела купить другое, более подходящее. Могу ли я отказаться от платья, и предусмотрены ли в этом случае для меня какие-то финансовые санкции?
Ответ:
В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Вопрос:
Какой продолжительности должен быть гарантийный срок на обувь? И есть ли у покупателя какие-то права, если купил обувь без гарантии или по её истечении?
Ответ:
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» установление гарантийного срока является правом, а не обязанностью изготовителя. Если изготовитель не установил гарантийный срок на товар, то это вправе сделать продавец. Отсутствие гарантийного срока не является нарушением законодательства.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены ни продавцом, ни изготовителем (а также в тех случаях, когда гарантийный срок истек), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные законодательством, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.
Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если демонстрация дефекта продавцу не убеждает его в том, что недостаток является производственным, потребителю необходимо обратиться в экспертную организацию.
После того, как будет установлено наличие в товаре недостатков производственного характера, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца замены на товар этой же или другой марки, соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Вопрос:
В декабре прошлого года я купила демисезонные сапоги на распродаже. В товарном чеке было указано, что гарантийный срок 30 дней. Я их ещё не носила. Гарантия уже прошла?
Ответ:
По общему правилу, установленному Законом РФ «О защите прав потребителей», гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю.
Однако для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
На территории Республики Мордовия определены следующие сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков сезонных товаров:
с 15 марта - весенний сезон;
с 1 мая - летний сезон;
с 1 сентября - осенний сезон;
с 1 ноября - зимний сезон.
Таким образом, в Вашем случае гарантийный срок на сапоги будет исчисляться с 15 марта.

Вопрос:
Покупала фен. Гарантийный срок был 12 месяцев, и он истёк на прошлой неделе. Так случилось, что сегодня фен перестал работать. Есть ли у меня какие-то права? Хотелось бы вернуть деньги за фен.
Ответ:
Из п. 1 ст. 18 и п. 5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что если гарантийный срок на товар составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить требование о возврате денег, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если продавец сомневается в том, что это не эксплуатационный дефект, то Вы можете провести экспертизу товара. Если по ее результатам окажется, что недостатки товара являются производственными, то обращайтесь к продавцу с письменной претензией о возврате денежных средств уплаченных за товар и о возмещении убытков (стоимости экспертизы). К претензии приложите копию экспертного заключения.

Вопрос:
Заехал в первый попавшийся сервисный центр на диагностику автомобиля. По её результатам сказали, что нужно устранить поломку в одном узле. Я хотел, чтобы всё делали при мне, но меня попросили погулять два часа, якобы в боксе может быть небезопасно. Есть ли у меня право присутствовать при ремонте или этот вопрос решается работниками сервиса по их усмотрению?
Ответ:
Да, потребитель обладает таким правом. В соответствии с п. 31 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

Вопрос:
Мы купили билеты на спектакль. Однако пойти не сможем, планируем билеты сдать. Можем ли мы претендовать на возврат полной суммы?
Ответ:
С 1 сентября 2019 года введены новые правила возврата билетов на зрелищные мероприятия. Размер подлежащей возврату суммы будет зависеть от того, сколько времени осталось до спектакля.
Если вы сдаёте билет не позднее чем за 10 дней до дня проведения спектакля, то сможете получить обратно полную стоимость билета. Если менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения спектакля, то вправе претендовать на возврат не менее половины цены билета. Если возврат билета осуществляется менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до спектакля, то можно получить обратно не менее 30 процентов цены билета. Если сдавать билеты в последние 3 дня перед спектаклем, то деньги возвращены не будут. Исключением являются ситуации, когда билет сдаётся по причине болезни потребителя или смерти члена его семьи или близкого родственника. Конкретные правила возврата билетов в этом случае должно разработать Правительство РФ.